На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обзор событий

24 756 подписчиков

Свежие комментарии

  • Piotr Priladyshev
    Жаль не приводятся "замечания" генералов о результатах и последствиях  нападения/ выполнения Плана "Дропшот" а они та...1 января 1957 год...

Время первых: почему российские противокорабельные ракеты еще долго будут беспокоить США

Советские и российские противокорабельные ракеты – головная боль зарубежных разработчиков системы защиты. Компромиссов в деле уничтожения корабля (или группы кораблей) вероятного противника быть не может. Либо попали, либо нет. Одним из самых тиражируемых мифов последних десятилетий при этом является неуязвимость американских надводных кораблей, в том числе авианосцев и эсминцев, для противокорабельных ракет.

Напролом

Многие эксперты, изучавшие вооружение и процесс его нейтрализации за время холодной войны, пришли к выводу, что корабельное противовоздушное и противоракетное оборудование не является абсолютной гарантией защищенности корабля. Впервые вопрос о реальной эффективности американских бортовых комплексов обороны, прежде всего артиллерийских, был поднят на всеобщее обсуждение 17 мая 1987 года. В тот день американский фрегат Stark впервые почувствовал на себе преимущества современных противокорабельных ракет перед хорошо вооруженным кораблем.

Стоит сразу отметить, что ракеты Exocet, которыми был атакован американский фрегат, пятью годами ранее уже потрепали нервы британским морякам во время войны за Фолклендские острова. Однако с момента завершения боевых действий прошло достаточно времени, и определенные выводы американскими моряками, казалось, были сделаны. Избегая формальностей вроде присутствия американских кораблей в период ирано-иракской войны, стоит добавить, что корабельным РЛС фрегата Stark курс и скорость иракского истребителя Mirage были известны заранее: «подсветкой» иракского самолета занимался саудовский самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3.

Попытки выйти с истребителем на связь успехом не увенчались, и в конце концов корабельные локаторы обнаружили, как бортовая РЛС Mirage активно работает в поисках цели. После того, как экипажем корабля был зафиксирован «захват» цели, иракский Mirage резко отвернул в сторону и стал уходить обратным курсом.

Через несколько секунд экипаж корабля, уже стоявший к тому моменту на боевых постах, ощутил мощный удар. Exocet, выпущенный иракским истребителем, преодолев 45 км, вонзился в левый борт фрегата чуть выше ватерлинии, с треском проломив корпус. Однако за попаданием не последовало главного – подрыва боевой части ракеты. Эксперты и историки склонны считать, что от удара был поврежден взрыватель. Еще через несколько секунд в борт фрегата ВМС США вломилась вторая ракета Exocet.

От попадания практически в то же место случился страшный взрыв, унесший жизни 35 моряков. Фрегат Stark был критически поврежден: управление кораблем было нарушено, бортовое вооружение и РЛС отключились, а еще через несколько секунд судно было полностью обесточено, дав сильный крен на левый борт. И хотя результатом этого инцидента стал большой дипломатический скандал, в ходе которого Саддам Хусейн признал «ошибку» пилота и согласился выплатить 400 млн долларов компенсации за практически уничтоженный корабль, главный вывод из случившегося сделали американские военные.

Командир фрегата Гленн Бриндел был снят с должности и получил строгий выговор с занесением в личное дело. Эксперты отмечают, что вина Бриндела в этом случае была номинальной. Его намеренно сделали крайним, обвинив в халатности, однако весь экипаж во время атаки стоял по боевым постам, но зенитно-артиллерийский комплекс Vulcan Phalanx пропустил ракету и не выпустил в ее сторону ни одного снаряда.

Именно после этого инцидента американский корабельный артиллерийский комплекс и его интеграция в боевую систему корабля подверглись существенным изменениям. Стало очевидно, что раз система может пропустить такую ракету, как Exocet, значит с советскими ПКР, скорость полета которых в разы превышает скоростные характеристики французской ПКР, крупнокалиберная скорострельная артиллерия не справится и подавно.

Время первых

Со времен боевого крещения первых противокорабельных ракет прошло немало времени. Надводные корабли стали оснащаться передовыми системами защиты. Однако между подходами зарубежных разработчиков вооружения и отечественной научной школой пролегла настоящая пропасть. При небольшом сходстве подходы к созданию средств поражения надводных кораблей на Западе и в отечественных КБ значительно отличаются. Почти все за редким исключением зарубежные ракеты – дозвуковые. Главными достоинствами таких ракет являются относительно небольшой размер, стоимость производства и возможность массово их применять.

В отличие от зарубежного подхода отечественные разработчики пришли к выводу, что концепция «одна ракета – один корабль» наиболее жизнеспособна. Для прорыва корабельной ПВО создавалась целая линейка противокорабельных ракет. «Гранит», «Базальт», «Вулкан» и многие другие отечественные ПКР значительно превосходят зарубежные по целому ряду параметров, среди которых скорость является основным, но не главным.

На такие ракеты возлагается серьезная боевая задача – взять цели противника на сопровождение с расстояния в 100 и более километров, распознать в походном ордере главные цели, «поддать газку» на конечном участке полета и, впившись в борт, уничтожить нужную цель. Эксперты до сих пор спорят, какая из концепций заслуживает право на жизнь: западный «ракетный рой» или отечественные тяжелые ПРК со стартовой массой в шесть-семь тонн. К плюсам больших ракет относят высокую помехозащищенность и наличие средств противодействия силам РЭБ противника. Такое количество электроники на маленькие нельзя уместить физически, да и не для таких задач они создавались.

«Здесь важно понимать, исходя из каких задач создается каждый тип ракет. У отечественных – это противодействие АУГ и поражение так называемых сложнопотопляемых целей. Сюда же стоит добавить и преодоление эшелонированной ПВО. Под прорыв такой обороны сверхзвуковые ракеты с мощной БЧ как раз и создавались», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Дмитрий Корнев.

Артиллерийский коридор

Главным достоинством корабельной ПВО, как отечественной, так и зарубежной, являются артиллерийские зенитные комплексы. В отличие от управляемых ракет такая система является последним эшелоном обороны корабля и по счастливой случайности одним из ее самых эффективных компонентов. На зарубежных кораблях, прежде всего американских, эту задачу выполняет Vulcan Phalanx. Комплекс поступил на вооружение в 1980 году и с тех пор активно используется ВМС США, стран НАТО и многих дружественных альянсу государств.

Отечественные моряки в качестве средства уничтожения целей типа «ракета» выбрали не менее уникальный боевой артиллерийский комплекс «Кортик», разработку которого вело Тульское КБ машиностроения. В отличие от американского комплекса, «Кортик» позволяет надводным кораблям разного водоизмещения вдвое эффективнее обороняться от всех типов воздушных угроз. Не в последнюю очередь это стало возможно благодаря современной системе наведения, которая на модернизированных версиях комплекса работает втрое быстрее.

Другими важными качествами, за которые военные моряки уважают корабельные зенитные артиллерийские комплексы, являются темп стрельбы и возможность создавать так называемый «огневой коридор» – сплошную завесу на пути вражеской ракеты или авиабомбы из града артиллерийских снарядов. Уже упомянутый Vulcan Phalanx обладает внушительным темпом стрельбы – 3000 выстрелов в минуту. «Кортик» стреляет в три с лишним раза быстрее и «выплевывает» снаряды в сторону цели со скоростью 10 000 выстрелов в минуту.

Такое «облако» из снарядов не только может накрывать уже существующие дозвуковые крылатые ракеты противника на конечном участке полета, но и позволяет оперативно реагировать на все низколетящие объекты, создающие угрозу безопасности корабля. Эксперты отмечают, что главной особенностью отечественного комплекса является способность поражать даже идущие на сравнительно небольших высотах (до 1,5 м) объекты с минимальным временем реакции. Vulcan Phalanx выполняет те же задачи, но, по признаниям специалистов, значительно отстает в скорости реакции.

«Дело тут даже не столько в том, что у них электроника плохая или что-то еще, просто они не успевают. Элементарно. Расчеты делались неоднократно, компьютерное моделирование проводили с каждой из известных советских/российских ракет. Не получается у них перехватить. В этом смысле у них на артиллерию надежда небольшая, и потом, чем быстрее движется объект, тем меньше у автоматики времени на принятие решения. Здесь большую роль играет автомат обнаружения/сопровождения цели, который на американских кораблях со сверхзвуковыми объектами работает не очень хорошо», – пояснял в интервью телеканалу «Звезда» научный сотрудник одного из российских НИИ приборостроения.

По словам эксперта, эффективного средства с отечественными ПКР, такими, например, как П-800 «Оникс», в Соединенных Штатах и странах НАТО не придумано до сих пор. Речь, по словам экспертов, идет как об одиночных выпущенных по надводным кораблям противника ракетах, так и о групповых залпах тяжелых ПКР.

«Обмен информацией в полете, когда "стая" тяжелых ПКР, чаще всего из четырех-пяти ракет, позволяет координировать действия, обмениваться координатами и повышать в целом качество поражения целей», – сообщил источник «Звезды» в ОПК. Зенитная артиллерия вероятного противника в этих случаях, по словам источника, не успевает среагировать и своевременно отбить атаку.

П-800 «Оникс» на сегодняшний день является самой современной противокорабельной ракетой, состоящей на вооружении российских армии и флота. Помимо оснащения этой ракетой подвижного берегового ракетного комплекса «Бастион», П-800 входит в состав вооружения малых ракетных кораблей, что позволяет небольшими силами бороться с крупными оперативными соединениями кораблей противника и обеспечивает практически стопроцентную гарантию выполнения поставленной задачи.

Эксперты отмечают, что боевая часть тяжелых ПКР в 700–800 кг гарантированно может повредить любой, даже самый крупный корабль типа «авианосец», а при правильном групповом применении способна отправить такую цель на дно. Борьба экипажа за живучесть судна в этом случае будет иметь второстепенное значение.

Зарубежные корабельные артиллерийские системы, по словам эксперта, с постановкой на вооружение гиперзвуковых ракет комплекса 3M22 «Циркон» вообще утратят всякий смысл, поскольку скоростные характеристики новой ракеты, которой планируется вооружить не только крупные корабли типа «крейсер» из состава ВМФ России, уже находятся за гранью «оперативного воздействия».

Специалисты говорят, что именно сложный характер выполняемой задачи по поиску и прорыву ПВО корабельных ударных соединений вероятного противника и сыграл на руку разработчикам противокорабельных ракет. Если учесть, что ради возможности перехвата самой современной на данный момент ракеты П-800 силам вероятного противника придется мобилизовать все силы и средства (без гарантии перехвата), то гиперзвуковые ракеты заставят зарубежных разработчиков не только пересмотреть все принятые принципы и схемы размещения противовоздушного вооружения, но и вряд ли избавят их от головной боли в ближайшие 15–20 лет.

Автор: Дмитрий Юров

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх