На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обзор событий

24 756 подписчиков

Свежие комментарии

  • Piotr Priladyshev
    Жаль не приводятся "замечания" генералов о результатах и последствиях  нападения/ выполнения Плана "Дропшот" а они та...1 января 1957 год...

Дети на войне. Подвиг Аркадия Каманина, 14-летнего летчика.

Ах война, что ж ты сделала подлая!

Стали тихими наши дворы...

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры.

Самому молодому советскому лётчику, который участвовал во Второй мировой войне, было всего четырнадцать… Не принято было прятаться за спины отцов…

Каманин Аркадий Николаевич родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке. Отец – Николай - был известным летчиком и военным начальником, Героем Советской Союза.

Николай Петрович Каманин (1908—1982) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из первых Героев Советского Союза (медаль № 2).

Это звание ему присвоили за спасение пассажиров парохода «Челюскин». Каманин был командующим отряда авиации. В сложнейших условиях самолеты совершили перелет протяженностью 1500 км. Полярников было решено перевозить под крыльями самолета в ящиках для парашютов.

Младший брат, Лев Каманин, в военных действиях не участвовал. После учебы в академии имени Жуковского работал в Научно-исследовательском институте Военно- Воздушных Сил. Позже преподавал в родной академии. С его помощью были опубликованы дневники отца под названием «Скрытый космос».

После многих переездов семья долгое время жила в знаменитом «Доме на набережной» в Москве. Будучи еще совсем маленьким мальчиком, Аркадий проявлял большой интерес к папиной службе. Мальчик во время летних каникул регулярно посещал аэродром, где служил отец. Помимо летного дела, его интересовали книги, музыка и спорт. Умел играть на аккордеоне и баяне. Перед Великой Отечественной войной семья переехала жить в Ташкент. Причина – военный перевод папы Аркадия на службу.

В 1943 году мальчик пополнил ряды советского комсомола. В 13 лет в начале войны устроился на работу на завод авиации, позже на аэродром. Пользовался любым случаем, чтобы на самолете подняться в небо с летчиками. Первый самостоятельный полет. В июле 1942 года полковник Николай Каманин был назначен командиром 8-го смешанного, затем 5-го штурмового авиакорпуса. В начале 1943 года ему было присвоено звание генерал-майора. Генеральская жизнь помимо особой ответственности имеет и свои плюсы; к новоиспечённому генералу приехала жена и сын Аркадий. Жена осталась работать при штабе корпуса.

Уже в 14 лет Аркадий отправился на Калининский фронт к своему отцу, который командовал на тот момент авиационным корпусом. Казалось бы, почему несовершеннолетнего парня не отправили в тыл? Как такое мог допустить отец? Оказывается, сам Аркадий сказал свое твердое «нет». Николай Каманин скрепя сердце смирился с желанием сына. Аркадий категорически отказался возвращаться домой. Учитывая его опыт — Аркадий еще в 1941-м году успел несколько месяцев отработать механиком на одном из московских авиационных заводов, — отец назначил его механиком по спецоборудованию в эскадрилью связи своего корпуса.Тем более он, как никто другой, знал, что механики с хорошим знанием авиации нужны на фронте.

Проработав механиком оборудования в штабе связи недолгое время, Аркадий начал летать на самолете У-2 в качестве штурмана. Эта авиамашина имела управление в двух кабинах. После взлета молодой летчик пилотировал самолет сам и получал практику. Неоднократно продемонстрировав начальству безукоризненное знание матчасти, Аркадий добился повышения — стал летать бортмехаником и штурманом-наблюдателем. Дублированное управление и личная настойчивость позволяли Аркадию потихоньку нарабатывать лётную практику. Однажды шальная пуля разбила козырёк кабины лётчика, осколки посекли ему лицо, фактически ослепив.Связные самолёты были радиофицированы; по вызову Аркадия с земли поднялся опытный лётчик, под «дистанционным управлением» которого Аркадий Каманин идеально посадил машину.

После этого лётную подготовку он начал проходить уже официально. В апреле 1943 году в звании старшего сержанта Аркадий пополняет ряды советской армии. Двух месяцев опытному авиамеханику хватило для того, чтобы сдать экзамен лично генерал-майору Н. Каманину, который так и не нашёл оснований не допустить сержанта А. Каманина к самостоятельным вылетам.

В июле 1943 года он уже сдавал отцу-генералу экзамен, чтобы получить допуск к полётам. И сдал с первого раза, а ведь о строгости Николая Петровича в эскадрилье ходили легенды. Говорят, был даже случай, когда какой-то курсант сдавал ему экзамен аж 8 раз! И уже в июле того же года совершил первый самостоятельный полет на У-2.

И вот паренёк, теперь уже лётчик 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи, стал совершать разведывательные полёты на У-2. Чтобы придать машине стремительный вид, Аркадий попросил художника специально для него нарисовать на самолёте стрелу, похожую на молнию. Правда, в эскадрилье Аркадия звали не лётчиком, а летунком – уж очень юным смотрелся вчерашний мальчишка на фоне взрослых. Невысокого роста, юркий, с цепкими глазёнками, он, казалось, не ходил, а всё время бегал. Себя никогда не щадил: руки вечно разодраны в кровь, так как проникали в самые труднодоступные места самолёта. Зарядку делал каждый день, даже на морозе, в майке. Очень боялся, чтобы не увидели в нём папенькиного сынка.

Поначалу Аркадий летал между аэродромами корпуса. Но вскоре сама жизнь подтвердила его мастерство: к его У-2 намертво прицепился мессер. Следившие за этим советские лётчики уже собрались было выручать летунка, но тот совершенно самостоятельно отделался от преследования, уйдя от мессера на виражах. После этого парнишке уже не боялись поручать самые ответственные задания. Он брался за них с рвением и, казалось, не страшился ничего на свете.

Результатом одного из вылетов стало спасение лейтенанта Бердникова.Возвращаясь из очередного вылета, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гвардейского ШАК заметил штурмовик, лежащий на брюхе на нейтральной полосе. Подведя свою машину ближе, он обнаружил, что кабина Ил-2 была закрыта, и в ней, возможно, находился раненый лётчик. Взаимовыручка среди лётчиков — святой закон. У-2 мастерски приземлился на испещрённую воронками нейтралку и «запарковался», закрывшись от немцев штурмовиком. В кабине, действительно, сидел тяжело раненный в голову лётчик лейтенант Бердников. Он выполнил задание по аэрофотосъёмке, но доставить результаты съёмки на базу уже не смог. Первым в У-2 перекочевал фотоаппарат с плёнкой, а затем, ценой неимоверных усилий, безвольное тело спасённого раненого летчика. Подсуетившиеся с плановой контратакой, артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого кукурузника, и У-2, пританцовывая у воронок, удачно взлетел с нейтралки. За спасение товарища и доставку разведданных лётчик Каманин был награждён орденом Красной звезды.

В Польше Аркадий спас ещё одного боевого товарища: ожидая разрешения на посадку на аэродром истребительного авиаполка, он заметил, что один из пилотов взлетел с механиком на хвосте (чтобы не допустить капотирования при взлёте по мокрому грунту, механики садились на хвост; главное было вовремя и умело спрыгнуть). Меткий выстрел из ракетницы повысил осмотрительность лётчика, уже успевшего убрать шасси. Механика сняли с хвоста на земле, хотя и не без труда.

В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бендеровцев он под обстрелом взлетел на своём У-2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление.

Весной 1945 года 16-летний старшина Аркадий Каманин доставил в партизанский отряд под Брно питание для рации и секретный пакет, совершив полуторачасовой полёт за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности со сложным рельефом. Этот вылет командование оценило орденом Красного Знамени.

Каманин Аркадий Николаевич за всю службу в армии совершил около 400 полетов по военным заданиям. Большинство из них происходили в плохих погодных условиях в непосредственной близости к фронту. За время войны выполнял различные поручения из штаба, связанные с работой связистов. Передавал радиоэлементы партизанам, перелетая через линию фронта. С июня 1943 года летчик перешел на службу в Первый и затем Второй Украинские фронты. К концу войны Каманин Аркадий Николаевич мог похвастаться шестью с половиной сотнями полетов!

А после Великой Отечественной войны сбылась заветная мечта Аркадия: Решив учиться, он начал усиленно заниматься, тем самым восполнил недостающие школьные знания. С присущим ему упорством и рвением он добился получения аттестата за 1 год. Осенью 1946 года 17-летний ветеран, кавалер орденов и медалей был зачислен на подготовительные курсы Военно-воздушной Академии имени Жуковского, которую в своё время окончил его отец. Программу он начал изучать основательно и с огромным интересом, ведь это была его мечта.

Казалось бы, будущее молодого парня было блестящим и сулило еще немало подвигов. Юноша мог стать одним из первых космонавтов…

Но жизнь продиктовала другие правила. …

У кадровых военных бытует печальная поговорка: «Снял портупею — и рассыпался». Самый молодой пилот Второй мировой войны Аркадий Николаевич Каманин умер от менингита 13 апреля 1947 года, навсегда оставшись восемнадцатилетним.

Похоронили самого юного летчика Великой Отечественной войны в Москве на Новодевичьем кладбище. Будете на Новодевичьем — положите пару гвоздик на могилу 4-56-12.

Биографическая справка: Аркадий Николаевич Каманин, гвардии старшина, 1928—1947. Самый молодой лётчик Второй мировой войны, сын генерал-полковника Н.П.Каманина (одного из семи первых Героев Советского Союза, медаль №2).

Награды

• Орден Красного Знамени

• Два ордена Красной Звезды

• Медаль «За взятие Будапешта»

• Медаль «За взятие Вены»

• Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Подвиги и заслуги в Великой Отечественной войне Аркадия Каманина стали основой сюжета киноленты «И ты увидишь небо». Были изданы статьи в газетах и журналах. Скульптором Г. Н. Постниковым были выполнены в 1966 году два бюста юноши.

Аркадий Каманин, биография которого так резко оборвалась, мог достичь еще большего мастерства в летном деле и управлять другими видами самолетов и, возможно, космическими кораблями. За свою короткую и героическую жизнь юноша успел сделать самое главное – принять участие в защите Родины. Показал себя как бесстрашный и доблестный воин.

Навечно в памяти народной. В очередную годовщину великой Победы вспомните, люди, глядя на своих 14-летних сыновей, что вот такие ровесники ваших детей громили врага, более 650 раз взлетая в тревожное военное небо.

Чтобы победить.

Чтобы могли жить вы и ваши дети, дети военной поры шли на фронт.

Помните о них, люди!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх