На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обзор событий

24 756 подписчиков

Свежие комментарии

  • Piotr Priladyshev
    Жаль не приводятся "замечания" генералов о результатах и последствиях  нападения/ выполнения Плана "Дропшот" а они та...1 января 1957 год...

Сила взгляда. Yle, Финляндия.

Исследования подтверждают силу взгляда: когда кто-нибудь смотрит в глаза, ладони потеют, собеседник становится внимательнее

20.08.2017

Рейя Грёнроос (Reija Grönroos)

Взгляд — важный инструмент общения. Если он не используется, социальные ситуации могут оказаться поверхностными или сложными. Например, если во время собеседования при приеме на работу кандидат не смотрит в глаза работодателю, то он может остаться без места.

Психолог и преподаватель университета города Тампере Терхи Хелминен (Terhi Helminen) в своей диссертации исследовала влияние зрительного контакта на бодрость и внимание собеседника. Исследования, проведенные с представителями различных возрастных групп, показали, что взгляд может оказать воздействие на уровень бодрости другого человека, а через нее — на память и способность к обучению.

Взгляд другого вызывает настороженность

По словам Терхи Хелминен, человек настораживается и напрягается, когда в его сторону кто-то смотрит. Это фиксируют приборы, которые невозможно обмануть.

«Когда человек становится бодрее, его ладони покрываются потом несколько больше обычного. Пот оказывает влияние на электропроводность кожи, и ее изменения можно зафиксировать маленькими датчиками, которые крепятся на пальцах», — объясняет Хелминен.

На потение ладоней нельзя повлиять сознательно, так как выделением пота управляет автономная нервная система, которая не зависит от воли и желаний человека. Это свойство используется при тестировании на детекторе лжи.

Потение также не связано с принадлежностью человека к различным культурным слоям, хотя в разных культурах взгляд имеет разное социальное значение. Когда уровень бодрости повышается, автономная нервная система заставляет руки покрываться потом независимо от желания у всех и везде.

Когда кто-то на Вас смотрит, пульс замедляется

В отличие от распространенного мнения, исследования показали, что взглядом можно на некоторое время замедлить пульс человека.

«При повышении внимания пульс замедляется. Так происходит, когда кто-то обращает свой взгляд на вас. Чем пристальней человек смотрит на Вас, тем сильнее замедляется пульс», — говорит Хелминен.

«Пульс замедляется всего на несколько секунд. Затем он снова ускоряется».

Автономная нервная система и здесь работает независимо от желаний своего хозяина. Снижение частоты пульса не зависит от культурной принадлежности.

Замедлением пульса можно частично объяснить и то, что в случае катастрофы некоторые цепенеют, а некоторые начинают активно действовать. Пульс оцепеневшего человека более длительное время замедлен, пульс деятельного — подскакивает.

Взгляд учителя подбадривает — или наоборот

Когда ты правильно настроен, то лучше справляешься с задачами. Все новое усваивается лучше, и память не подводит. Улучшается ли успеваемость учеников, если они чувствуют, что учитель смотрит прямо на них?

Окончательного ответа на этот вопрос Терхи Хелминен дать не может. Взгляд может показаться неприятным.

«Взгляд взбодрит уставшего ученика, но если он уже перевозбужден, то это может быть уже лишним. А если вопрос очень сложный, взгляд может показаться давящим».

«Многие отводят взгляд в сторону, когда надо напрячься и серьезно обдумать вопрос. Это обычное явление», — говорит Хелминен, напоминая о времени на размышление.

По мнению исследователя, взглядом часто пользуются, даже не задумываясь о его воздействии на другого человека.

«Взгляд имеет значение, например, в школьном классе: смотрит ли учитель при объяснении на учеников или только на доску и компьютер».

Почему ребенок-аутист отводит взгляд?

Работа Терхи Хелминен посвящена также аутизму у детей и их восстановлению.

«Третий раздел диссертации является результатом моих клинических исследований. Почему дети-аутисты не хотят смотреть в глаза? Я задумалась над тем, является ли прямой зрительный контакт мучительным или даже неприятным для них».

Во время своего исследования Хелминен наблюдала за маленькими детьми от двух до пяти лет, многие из которых еще не умели говорить. Им показывали картинки. То же делали и с обычно развивающимися детьми.

Кроме датчиков, измеряющих частоту пульса, за реакцией детей следили с помощью камеры, фиксирующей движение глаз.

«У здоровых детей или у детей с нарушениями развития, у которых не наблюдалось аутизма, пульс замедлялся так же, как и у взрослых, если на них смотрели. У детей-аутистов он не замедлялся. Из этого я сделала вывод, что взгляд не является для них социально важным элементом общения», — рассказывает Терхи Хелминен.

«С другой стороны, он не является для них и неприятным. Если это было бы так, пуль у них также замедлялся бы на короткое время».

Можно научиться пользоваться взглядом

Хелминен говорит, что детей-аутистов можно научить пользоваться взглядом. Но надо точно знать, как это делать.

«Раньше их насильно заставляли встречаться взглядом с другими, даже поворачивали им головы. Так делать нельзя. Обучение должно быть осторожным и позитивным».

Терхи Хелминен рассказывает, что давала советы родителям, как приятно и ненавязчиво научить их детей-аутистов смотреть в глаза окружающим.

«Мама или папа могут щекотать, рассказывать стишки, петь или делать что-нибудь, что ребенок особенно любит. Затем родители должны прекратить это делать и продолжить только после того, как ребенок посмотрит на них. Так ребенок поймет, что приятное занятие продолжится, если будет установлен зрительный контакт».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх