«Под видеозапись им подсовывали бумагу, с которой они должны были прочитать текст, отказаться от веры православной, отречься от Родины, принять ислам и вступить в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Они оказались верны православию и родине до конца, за что были лишены жизни этими бандитами», – рассказал журналистам о судьбе двух попавших в плен к ИГИЛовцам в Сирии россиян заместитель председателя комитета Государственной думы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.
Мне сразу вспомнился «Дневник писателя» Федора Достоевского за январь 1877 год: «В прошлом году, весною, было перепечатано во всех газетах известие, явившееся в «Русском инвалиде», о мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового баталиона Фомы Данилова, захваченного в плен кипчаками и варварски умерщвленного ими после многочисленных и утонченнейших истязаний, 21 ноября 1875 года, в Маргелане, за то, что не хотел перейти к ним в службу и в магометанство. Сам хан обещал ему помилование, награду и честь, если согласится отречься от Христа. Данилов отвечал, что изменить он кресту не может и, как царский подданный, хотя и в плену, должен исполнить к царю и к христианству свою обязанность. Мучители, замучив его до смерти, удивились силе его духа и назвали его батырем, то есть по-русски богатырем».
Спустя 140 лет – какое повторение трагических событий! Русский солдат на пустынных, дальних южных рубежах, варварский фанатизм, требование вероотступничества и гордое желание «умереть, но не сдаться», явленное позже геройским экипажем «Варяга»…
Проходят века – но русский солдат остается русским солдатом, а враг – врагом. Известно, что еще в середине XIX века Российская империя категорически не хотела расширяться далее пределов Оренбургского края и лесостепной Южной Сибири. Однако постоянные набеги кочевых орд и войск Хивинского ханства на наши рубежи – их повседневность хорошо описана графом Алексеем Толстым в «Двух днях в киргизской степи» (1842 год, киргиз-кайсаками тогда называли в России казахов) – вынудили русских генералов перенести военные действия на территорию противника, что закончилось завоеванием и Хивинского и Кокандского ханств, и Бухарского эмирата, и вольных кочевий.
Удивительно еще и то, что Фома Данилов был замучен в 1877 году кипчаками – потомками тех самых кипчаков, или по-русски половцев, известных нам из летописей и «Слова о полку Игореве», регулярно осаждавших в XI-XII веках города на границах Руси и угонявших к себе огромный полон. Да, спустя полтысячи лет степи Центральной Азии по-прежнему населяли и кипчаки (их племенной союз в XIX веке мог выставит до 10 тысяч отлично вооруженных конных воинов), и известные нам по походам Чингисхана племена найманов, джалаиров, кераитов и т.д. Правили ими князья, ведшие род от Чингисхана. Здесь времена Золотой орды, где в 1246 году был замучен в ставке хана за отказ поступиться верой и честью князь Михаил Черниговский, а в 1318 году – великий князь Михаил Тверской (оба потом причислены к лику святых), словно замерли на столетия.
«Атакуют исподтишка» и «Нападают врасплох», «Торжествуют» и «Апофеоз войны» – эти запечатленные на картинах Верещагина ужасы варварства вновь возродил, вместе с практиковавшейся вплоть до конца XIX века работорговлей – ИГИЛ на Ближнем Востоке. ИГИЛ, присягу которому принимают боевики Средней Азии и Северного Кавказа.
В XI-XIV веках рубежи обороны Руси проходили по притокам Дона, Днепра, Волги, набеги вражеских орд регулярно достигали стольных градов Киева, Владимира и Москвы, а уж про опустошения пограничных русских областей нечего было и говорить. Русский солдат отодвинул границы защиты по Кубань, Терек и Урал, затем – к Араксу и Амударье. Так же и сегодня мы добиваем, не давая продвинуться ближе к нам врага в далекой Сирии.
Свежие комментарии