
26 марта в Москве состоялась международная конференция на тему «Молодежная политика в Союзном государстве Беларуси и России: приоритетные направления развития». Организаторами мероприятия выступили Институт Европы Российской академии наук, Российско-белорусский экспертный клуб, Республиканское общественное объединение «Белая Русь» и Телерадиовещательная организация Союзного государства.
Во время конференции ведущие эксперты, учёные и общественные деятели из Беларуси и России обсудили главные недостатки молодёжной политики в обеих странах, а также предложили пути её усовершенствования. Результаты конференции будут переданы в профильные ведомства и научно-исследовательские структуры.
Открыл мероприятие Алексей Громыко, директор Института Европы РАН, на базе которого и состоялась конференция.
«На странице «Правого сектора» Беларуси 4,5 тыс. подписчиков, а на странице «Бессмертного полка» Беларуси – всего 400 человек. Такие цифры, возможно, вырваны из контекста, но всё же достаточно красноречивы», – отметил Громыко.

Также он анонсировал, что в текущем году Институт Европы РАН совместно с Белорусским государственным университетом, Российско-белорусским экспертным клубом и информационно-аналитическим изданием «Евразия.Эксперт» при поддержке Постоянного комитета Союзного государства организует конкурс для молодых экспертов.
«Финал этого конкурса пройдёт в Москве в июле. Кроме того, финалисты будут приглашены на летнюю школу в Институт Европы РАН. Одним из ключевых мероприятий конкурса и летней школы станет церемония награждения победителей в дебютной и основной номинациях.
В следующем году при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ мы выйдем на такой же конкурс молодых международников, но уже на уровне СНГ. Участвовать будут 7 стран, но ядром останутся наши две страны, академические центры России и Беларуси», — добавил он.
Тему информационной политики продолжил заместитель председателя организации «Белая Русь» Александр Шатько. Он заявил:
«Отношение молодёжи двух государств к мероприятиям, проводимым в Союзном государстве, должно быть поставлено на другой уровень, поэтому сегодня мы усиливаем работу в социальных сетях».

Эксперты обсудили пути совершенствования молодёжной политики в Беларуси и России
Опытом проведения молодёжных белорусско-российских мероприятий поделился ректор Государственного академического университета гуманитарных наук (Россия), сопредседатель Российско-белорусского экспертного клуба Денис Фомин-Нилов. Летом прошлого года учебное заведение совместно с информационно-аналитическим порталом «Евразия.Эксперт» и Белорусским государственным университетом организовал летнюю школу «Гуманитарика-2017».

«Мы достаточно энергично стали работать, в прошлом году мы провели летнюю школу «Гуманитарика-2017», на которой ребята из белорусских и российских университетов встретились в Москве и подготовили совместные проекты», — отметил он.
Кроме того, ректор поделился с участниками планами по созданию учебника истории Союзного государства.
«Мы сейчас отмечаем 20-летие Союзного государства, и нам кажется, что важно было бы осмыслить исторический опыт Союзного государства и совместных достижений двух народов. У нас есть предложение подготовить специальный курс с учебным пособием по истории Союзного государства с акцентом на предысторию сюжетов, совместные подвиги и достижения, осветить трудные моменты, которые стороннему наблюдателю кажутся точками конфликтности, но на самом деле ими не являются».
Результатами социологического исследования белорусской студенческой молодёжи поделился научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, сопредседатель редакционного совета портала «Евразия.Эксперт» Пётр Петровский:
«Мы проводили социологический опрос среди студентов в Белорусском государственном университете на узнаваемость Союзного государства и Евразийского экономического союза, и результаты говорят о том, что она составляет около 60%, в то время как узнаваемость Европейского союза – около 90%».

Кроме того, эксперт отметил, что и в Беларуси, и в России в последнее время наблюдается перекос, когда общественное сознание формируется не академическими историками, а околонаучными публицистами, которые порой не просто не выдерживают критики научного сообщества, но и занимаются геополитическими провокациями.
Заместитель Директора Международного департамента Министерства образования и науки РФ Игорь Шаповалов затронул тему высшего образования в обеих странах:
«Что касается вопроса гармонизации ЕГЭ и ЦТ, то работа идёт самая плотная с белорусскими коллегами. Проблема заключается в том, что белорусский экзамен предполагает только выпуск из школы, а российский – и выпуск, и поступление в ВУЗ. Мешает в настоящий момент отсутствие рабочей группы по профильным вопросам, которую можно создать из департаментов, непосредственно занимающихся высшим и средним образованием».

По мнению директора Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М.В.Ломоносова Сергея Рекеды, на сегодняшний день российские и белорусские вузы всё ещё недостаточно внимания уделяют новейшим ИТ-специальностям. Однако аналитик напомнил, что у сторон Союза существует согласованная цифровая повестка, а также отрасли, где нужны принципиально новые кадры, в частности, в сфере больших данных.
Также Сергей Рекеда поведал о планах на вторую половину текущего года. Осенью готовится российско-белорусская лига дебатов, где молодёжь будет обсуждать интеграционные проблемы. Первая секция лиги пройдёт в Москве, вторая – в Минске.
Исполнительный директор Российско-белорусского экспертного клуба, главный редактор аналитического портала «Евразия.Эксперт» Вячеслав Сутырин отметил, что Экспертный клуб способствует обмену опытом и нахождению точек соприкосновения между экспертам двух стран.
«Мы не только говорим и готовим аналитические материалы, но и реализуем конкретные проекты и будем дальше двигаться в этом направлении», – подытожил эксперт, отметив важность поддержки со стороны различных структур Союзного государства.
Доцент Белорусского государственного педагогического университета Валентин Старичёнок вернулся к теме образования и высказался по поводу ряда имеющихся в данной сфере проблем. В частности, по поводу трактовок истории. Эксперт заметил, что так как белорусские учебники шестых-седьмых классов рассказывают про Великое княжество Литовское и Польшу, школьник в любом случае будет помнить эти события.
«Здесь важно правильно расставлять акценты, показывать, что были союзные отношения, взаимодействие, а не противопоставлять периоды ВКЛ и Советского союза», – заключил он.
Тему трактовки истории и её понимания молодыми людьми затронул и исполняющий обязанности проректора по научной работе Смоленского государственного университета Евгений Кодин. Он рассказал о результатах социологического опроса среди российских и белорусских студентов, тем самым подняв проблему различного отражения исторических аспектов в учебниках по истории двух стран.
Так, согласно результатам опроса, 64% российских студентов и только 29% белорусских согласились с тем, что общее славянское происхождение в определяющей степени объединяет русских и белорусов.
35% белорусов отметили, что в основном история Беларуси переплетается с Польшей, 19% – с Литвой, в то время как в России более 90% студентов посчитали, что в основном российская история переплетается с Беларусью.

Итоги дискуссии подвёл Алексей Громыко, который был настроен оптимистично. Он отметил, что экспертам удалось не только откровенно обменяться информацией по существующим проблемам, но и найти множество точек соприкосновения в реализации совместных проектов.
Свежие комментарии