Есть в мировой юриспруденции такое понятие как презумпция невиновности. Англичане хвастаются, что уже сотни лет практикуют подобный подход к любому обвиняемому в чем угодно – человек невиновен, пока не доказано обратное и не вступил в силу приговор.
Но этот постулат, как и множество остальных столпов, на которых якобы построена западная цивилизация, не выдерживает испытания на практике.
Как в интермедии Винокура: «Тут играем, тут не играем, здесь жирное пятно — рыбу заворачивали».Известный лидер британских тред-юнионов XIX века Томас Джозеф Даннинг не зря писал: «При 300 процентах нет такого преступления, на которое он (капитал) не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы».
Но ни Даннинг, ни цитировавший его в знаменитом «Капитале» Карл Маркс, даже приблизительно не представляли, до чего может дойти капитал. Особенно когда на горизонте маячат не миллионы, а десятки и сотни миллионов, для получения которых нет нужды вкладывать ни фартинга.
Киев так и не доказал ничьей вины
Прекрасной иллюстрацией всепоглощающей жадности стало несокрушимое единство правителей Латвии и остатков Украины. Несколько дней назад один из районных (!) судов Риги конфисковал в бюджет этого прибалтийского лимитрофа 49,3 миллиона долларов, предположительно принадлежащие экс-первому вице-премьер-министру Украины Сергею Арбузову.
Почему предположительно? А вот здесь и начинается детектив. Дело в том, что за прошедшие два с половиной года Киев так и не смог доказать ни одного коррупционного дела, инкриминируемого «режиму кровавой панды» — Януковичу и его окружению.
О да, в Интерпол были разосланы ориентировки, по всему миру летели телеграммы с требованием заморозить «украденные миллиарды», СМИ Украины «и всего цивилизованного человечества» смаковали подробности и суммы похищенного. Но…
Но летом этого года известная международная организация, Transparency International, совместно с адвокатами печально знаменитой «Небесной сотни» и рядом антикоррупционных организаций опубликовали совместное коммюнике, в котором говорится:
«Сегодня уже вторая половина 2016 года, а украинская правоохранительная система не показала результатов: ни одного обвинительного приговора в отношении организаторов и чиновников, ни один доллар не возвращен государству… Transparency будет держать на особом контроле дела, относительноВиктора Януковича, Александра Януковича, Юрия Бойко, Александра Клименко, Виталия Захарченко, Сергея Арбузова, Юрия Иванющенко, Андрея Клюева…».
Оказывается, у всей государственной машины в Киеве так и не хватило сил довести до суда и вынести приговор ни одному из вышеперечисленных лиц, включая Сергея Арбузова.
Мало того, европейские суды различных инстанций раз за разом принимают решения в их пользу. Недавно суд ЕС принял решение, согласно которому Киев обязан выплатить 6,378 миллионов гривенЯнуковичу и его сыновьям, включая покойного Виктора. По 57 с лишним тысяч фунтов каждому.
Механизм возврата коррупционных денег не создан
Но вернемся к Сергею Арбузову. В начале 2015 года его объявили в международный розыск, а в различных зарубежных финансовых учреждениях, включая и латвийские, были заморожены предположительно принадлежащие Сергею Арбузову или аффилированным с ним лицам и организациям, активы на сумасшедшие суммы.
Например, облигации внутреннего государственного займа Украины номиналом 1,021 миллиарда долларов США. Суммы на счетах Арбузова и остальной компании фигурировали такие, что в Киеве СМИ всерьез обсуждали, на сколько лет их хватит, чтобы наполнять дырявый бюджет страны.
Но уже к концу того же, 2015 года, Интерпол отменил розыскной лист на бывшего чиновника Арбузова (и на многих других) в связи с тем, что его преследование носит не криминальный, а политический характер. Мало того, в январе 2015 года суд ЕС в Люксембурге разморозил счета Арбузова на основании как раз презумпции невиновности: «Суд определил, что лицо не может считаться ответственным за незаконное присвоение денежных средств исключительно на том основании, что в его отношении ведется предварительное расследования в третьей стране, без четкого понимания органами власти ЕС обстоятельств этого расследования».
Проще говоря, все арестованные в различных государствах денежные средства де-юре не являются «нажитыми непосильным трудом» кого-либо из окружения Януковича или самого Януковича (того жеСергея Арбузова), ибо это не доказано в суде.
Разумеется, все прекрасно понимают, что при Януковиче были разворованы и перераспределены «правильно» миллиарды долларов. Люди, простые люди, знают. А вот захватившие власть в Киеве «новые центурионы» почему-то за все прошедшие годы не удосужились это доказать.
И хотя они уже успели принять не сотни даже – тысячи законов, механизм возврата замороженных за границей активов чиновников-коррупционеров так и не был создан.
Случайно? Отнюдь. Всё гораздо циничнее и хуже.
Как отнять деньги
Дело в том, что пока с чиновников времен Януковича в Евросоюзе снимают санкции и принимают промежуточные решения о каких-то компенсациях и возврате вложенных в судебные тяжбы средств, собственно замороженные в банках различных государств активы так и остаются в этих банках арестованными. И банки вовсю пользуются этими активами на абсолютно законных основаниях.
После Второй мировой войны на Западе начали бороться с неподконтрольными государствам оборотами активов. Разумеется, под благовидными предлогами – борьбой с мафией, с оборотом наркотиков, с международной преступностью, терроризмом.
И хотя мафия, наркоторговля и терроризм только «накачивали мускулы», им предпринимаемые меры почему-то не мешают, был отработан великолепный международный механизм отъема денег у неугодных граждан любого государства. И закреплён сотнями различных международных документов.
В частности, пункт «б» части 8 статьи 18 «Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», принятой в 1990 году предусматривает, что смерть (или нахождение вне юрисдикции) не может служить препятствием для конфискации средств, если в отношении умершего вынесено постановление о конфискации.
В результате в законодательстве США, Великобритании и других европейских (и не только) государств предусмотрена возможность конфискации имущества, полученного в результате совершения преступления или используемого в качестве средства совершения преступления, а также доходов, полученных от использования такого имущества в отношении лиц, смерть которых наступила до вынесения приговора.
Мало того, государства-участники Конвенции, взяли на себя «обязательства по изъятию имущества посредством исполнения компетентным органом постановления о конфискации, вынесенного судом запрашиваемой стороны, с тем чтобы создать возможность для конфискации такого имущества без вынесения приговора в рамках уголовного производства по делам, когда преступник не может быть подвергнут преследованию по причине смерти, укрывательства, отсутствия или в других соответствующих случаях».
Речь идет о возможности в рамках предоставления взаимной правовой помощи разыскивать и арестовывать имущество для целей последующей конфискации, приобретенное в результате совершения какого-либо из преступлений, предусмотренных конвенциальными нормами или использованного при совершении таких преступлений, в соответствии со своим внутренним законодательством, независимо от наличия или отсутствия лица, совершившего преступление.
Латвийские налогоплательщики обогатились
Как видим, «цивилизованный Запад» наплевал на презумпцию невиновности и предусмотрел возможность конфискации арестованных активов еще ДО вынесения обвинительного приговора.
«Латвийские законы позволяют еще до завершения расследования признать капиталы нелегально полученными и конфисковать. Этой возможностью и воспользовалась Госполиция. В ходе поисков владельцев грязных украинских капиталов в латвийских банках суд Зиемельского района Риги уже трижды принимал решения о конфискации сомнительных средств. И 50 млн евро, как приобретенные преступным путем, были перечислены в латвийский бюджет», — пишут латвийские СМИ.
Самое забавное, что сам Сергей Арбузов отрицает, что имеет какое-то отношение к конфискованным деньгам. И ни один суд ни в Риге, ни в Киеве так и не определил, чьи деньги конфискованы.
Но детектив с нарушением основополагающих принципов права на этом не заканчивается. Немедленно после решения Зиемельского районного суда Риги в Киеве поднялась многоголосая истерика.
«За два года парламент Украины не принял законы, необходимые для конфискации активов семьи Януковича, в отличие от Латвии. Ни цента не поступило в бюджет Украины из украденного при Януковиче. Всего арестовано активов криминальной «семьи» Януковича на сумму свыше 1,5 миллиардов долларов…. по латвийскому прецеденту в иностранные бюджеты могут забрать и другие активы Януковича… Из нашего с вами бюджета сегодня пополнили свою казну латвийские налогоплательщики», — пишет журналист Юрий Бутусов.
Возмущение майданной общественности понять легко – любые деньги «мимо кассы» они воспринимают как личное оскорбление. Даже в тех случаях, когда шансов поживиться лично нет никаких.
Но это у «кастрюлеголовых» шансов нет. А вот у тех самых высших чиновников, которых они и привели к власти после вооруженного переворота, кажущаяся нерасторопность в принятии необходимых законов продиктована хорошо продуманным стяжательством. О чем практически открытым текстом заявил 15 сентября заместитель генерального прокурора Евгений Енин.
Киев лишился денежек
Оказывается, конфискация 49,3 млн долларов была произведена Латвией по особой процедуре, без уголовного приговора, в силу того, что в противном случае пришлось бы снять арест с этих активов. И денежки бы уплыли из рук.
Теперь же, после решения о конфискации, власти Латвии выразили готовность обсудить с «украинскими коллегами» возможность перераспределить эти деньги. Разумеется, если Киеву удастся доказать, что конфискованные средства имеют страной происхождения Украину, что ушли в Латвию со счетов украинских резидентов и приобретены преступным путем.
Для участия в переговорах в Ригу уже отправлено «посольство», сформированное из сотрудников генеральной прокуратуры. Учитывая, что кроме уже конфискованных средств на счетах в латвийских банках арестованы еще десятки миллионов долларов, евро и швейцарских франков других резидентов Украины, чиновникам Киева и Риги есть о чем говорить и что делить.
При этом не потребуется никаких судов, обвинительных приговоров, никакой публичности и прозрачности. Просто высокопоставленные чиновники двух государств обсудят, каким образом, кому именно и какие суммы должны достаться. И предмет торга есть.
Например, приписываемые Сергею Иванющенко активы в Латвии, пока еще не конфискованные, составляют 32 млн долларов и 72 млн швейцарских франков. И никто никогда не узнает, как именно были поделены конфискуемые суммы, на каких условиях они пополнили бюджет той же Латвии.
Так и слышится: «Господа, мы готовы и впредь не предоставлять вам необходимые для возврата активов на Украину доказательства, если вы перечислите 25 процентов от конфискуемых вами сумм на счета в швейцарском банке, которые мы записали вот на этой бумажке».
Возможно, что процент на самом деле в итоге будет иной. И даже счет окажется не в Швейцарии. Возможен даже расчет иными активами, не в этом суть. Просто перед нами яркий пример того, что хотя бы в вопросе перераспределения средств украинские чиновники вполне освоили европейские правила игры, наши общий язык со своими коллегами на Западе и успешно рука об руку допиливают то немногое, что еще осталось на Украине. Включая и активы своих менее успешных коллег временЯнуковича.
«Нет такого преступления, на которые не рискнул бы капитал…».
Свежие комментарии