На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обзор событий

24 748 подписчиков

Свежие комментарии

  • Piotr Priladyshev
    Жаль не приводятся "замечания" генералов о результатах и последствиях  нападения/ выполнения Плана "Дропшот" а они та...1 января 1957 год...

«Железная гора», или конверсия БРДМ с установкой японского дизеля

«Снег. Болото. Пашня. Песок». Нет, это не пиктограммы трансмиссионных режимов на электронном селекторе какого-нибудь Range Rover. Это рекомендованное давление, указанное шрифтом прямо на манометре системы подкачки шин. Так сказать, наглядная памятка для механика-водителя. В его же распоряжении рычажок, которым из днища выдвигается четырехколесная «тележка» как дополнительная опора для преодоления рвов — такой опцией не может похвастать ни один из ныне существующих гражданских внедорожников. Да что там, бери глубже: другой рычажок и вовсе превращает эту технику в довольно шустрое и маневренное плавсредство. Да и на суше очень похоже, что едешь и ночуешь с яхтенным комфортом.

Вездеход-амфибия и кемпер в одном лице, да еще с «непробиваемым» корпусом — о таком транспорте рядовые граждане когда-то могли только мечтать, да и то лишь самые смелые из них. Мечтам довелось сбыться, когда Россия встала на путь «демилитаризации», а людям открылись технические возможности воплощения любых фантазий.

Небольшое погружение в историю

В общем, была в СССР такая замечательная армейская техника, как БРДМ. Бронированная разведывательно-дозорная машина, разработанная в ОКБ ГАЗ и воплотившая уникальный сплав решений, который и не снился нынешнему пресловутому «Хаммеру». Первое поколение БРДМ появилось еще в конце 50-х, но основную историю сделала БРДМ-2, выпускавшаяся с 1963-го и вплоть до 1989-й год. То есть 25 лет, как служили в старину, только на долю этой машины еще выпала и активная «сверхсрочная» служба.

Так выглядел БРДМ-2 снаружи и внутри до завершения реконструкции:

Все-таки война, при всех трагичных обстоятельствах, дала незаменимый опыт и определила вектор развития оборонного комплекса страны в правильном направлении. Во всяком случае, у конструкторов сложилось четкое представление, какой должна быть боевая техника, в том числе колесная. Нашлось место и для такой «межнишевой» единицы, как БРДМ, чье назначение «скрытного действия» заложено в названии. По сути, этот проект стал неким итогом многолетних экспериментов с различными бронеавтомобилями легкого класса. И несмотря на определенную схожесть с обычным БТР, в том числе по заднему расположению двигателя, это отнюдь не укороченная его версия, а самостоятельная концепция.

Какой гражданский внедорожник способен похвастать такой схемой колес? И как ее лучше обозначить — 4х4+4х4 или уж сразу 8х8?

Так, шасси здесь ближе именно к традиционному автомобильному: неразрезные мосты без колесных редукторов и на обычных листовых рессорах, самоблокирующиеся дифференциалы, подключаемый передний привод, понижающая передача. Но! Есть элементы русской солдатской смекалки. Одна прячется под плоским днищем в базе. Вольно говоря, колесная схема здесь 4х4+4х4. Дополнительные четыре колеса выдвигаются гидроцилиндрами, причем работают отнюдь не «ленивцами», а тоже ведущими, с подключением через цепной привод. По понятным причинам диаметр их небольшой (700 мм), но и протектор «гладкий», поскольку колесики просто заимствованы от вертолетов (у военных своя «унификация»).

Выдвижные при помощи гидроцилиндров колеса (размером 700х250 мм) в рабочем положении тоже все ведущие (подключаемые), с цепным приводом. В каких-то условиях их можно использовать и как домкрат

Другая смекалка прячется в корме: водомет и «плавники», благодаря чему на БРДМ можно уверенно форсировать довольно большие водные преграды. Перед тем как отправиться вплавь, сначала задраиваются вентиляционные окна моторного отсека, а рычагом гидропривода синхронно выдвигается волнорез и откидывается крышка водомета. На воде управление, как и в сухопутном варианте: педалью газа и рулем — водомет приводится от коробки отбора мощности, а направляющие от рулевой колонки.

Гребной винт водомета диаметром 500 мм способен двигать машину на воде со скоростью до 10 км/ч и более, крышка водомета и передний волноотбойник открываются и поднимаются одновременно при помощи гидроприводов

Плюс ко всему наличие более распространенной среди военной колесной техники «смекалки»: система централизованной подкачки шин, причем кроме ручного управления здесь предусмотрено и автоматическое поддержание установленного давления (на случай пробоя колес).

Не выходя из кабины, вездеход можно адаптировать к любым дорожным условиям изменением давления в шинах. А если пробито колесо (или колеса), автоматика позаботится о поддержании заданного давления

Здесь не нужно строить силовой обвес и ставить лебедки — сварной бронированный кузов сам по себе «цельносиловой», несущий, а в носовой части есть штатная лебедка с механическим приводом. Тормоза гидроизолированные, сапуны мостов выведены наверх. Ну и такое бортовое оборудование, как приборы ночного видения и навигация. Пара пулеметиков еще в башне с электроприводом, хотя чисто боевая специфика к нашему случаю отношения не имеет.

Штатная механическая лебедка (вал привода в салоне виден вверху), как сейчас бы сказали, интегрирована в носовую часть, спереди закрывается крышкой

Пожалуй, только родная моторная часть вызывает неоднозначные оценки. Почему-то дизельных двигателей подходящего класса в СССР изначально предложить не могли, и на БРДМ-2 за его длинную историю в основном ставили бензиновый V8 модели ГАЗ-41 — объемом 5,5 литра мощностью 140 л.с. и максимальным крутящим моментом 350 Нм. Он сравнительно легкий и мощный, позволял семитонной машине двигаться по шоссе на общих основаниях — со скоростью до 100 км/ч. Для тяжелого бездорожья характеристики не самые подходящие, но главная беда — прожорливость. Большой расход топлива компенсировался огромной емкостью баков — два по 140 литров, что и давало приличный запас хода, столь необходимый в автономных рейдах вдали от тылового обеспечения.

Основные параметры базового БРДМ-2

Длина/ширина/высота, мм                                                                  5750/2350/2395

Колея спереди/сзади, мм                                                                    1840/1790

Колесная база, мм                                                                               3100

Клиренс, мм                                                                                          330

Лобовое бронирование, мм                                                                5-14

Бронирование бортов, мм                                                                   7

Преодолеваемый ров, мм                                                                   1220

Удельное давление на грунт, кг/см²                                                    0,5-2,7

Полная масса, кг                                                                                  7000

Двигатель                                                                                       ГАЗ-41, карбюраторный, V8

Рабочий объем, см³                                                                             5530

Максимальная мощность, л.с/об/мин.                                               140/3400

Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин.                                  350/2500

Максимальная скорость на шоссе, км/ч                                            95-100

Максимальная скорость на плаву, км/ч                                             8-10

Запас хода на шоссе, км до                                                                750

Конечно, были в официальном послужном списке БРДМ-2 всякие модификации: с дизельными двигателями, иной подвеской, облегченные варианты без дополнительных колес, переоборудованные для другого спецназначения, с измененной компоновкой кузова, с другим вооружением и так далее. И все же особый шарм в образ машины привнес постсоветский гражданский «тюнинг».

Конверсия

Когда Минобороны после известных событий приступило к утилизации «лишних» ракет, бомбардировщиков, крейсеров, а из стратегического титана стали делать кастрюли и лопаты, оказалось, что часть «демобилизованной» техники из числа помельче может принести реальную пользу и на гражданке.

Такова уж реальность: пока немцы развивают свой автопром, нам приходится тратить лучшие силы на укрепление обороны, но из этого потом могут получаться самоходные средства с уникальными потребительскими качествами

Среди таковой оказались не только грузовики, но и боевые бронемашины, коих было выпущено немало: та же БРДМ-2 вышла тиражом свыше 9000 экземпляров только в СССР (лицензионное производство было налажено также в дружественных восточно-европейских странах), техника производилась и на экспорт. Машины принимали участие в реальных боевых действиях, а вот с 90-х судьба распорядилась по-другому: часть из них до сих пор обеспечивает вторчермет, а часть пошла по назначению. Не прямому, конечно, но тоже с масштабным размахом специфичной субкультуры фанкаров.

В некоторых регионах бывшего Союза БРДМ и вовсе стала своего рода культовым объектом для различных доработок: от утилитарных для выездов на рыбалку до VIP-транспорта и «рэперских» тачек. Тут уж у кого какие потребности и возможности.

Налицо все классические автомобильные признаки: неразрезные мосты без колесных редукторов, самоблокирующиеся дифференциалы, листовые рессоры, телескопические амортизаторы. То есть все просто и ремонтопригодно

Для братьев Сергея и Ивана Сорокиных из сибирского города Черемхово это автомобиль для выездов на природу. Делали без цели удивить кого-то роскошным интерьером, однако добротно, для себя, чтобы было вместительно и удобно выезжать далеко, в том числе с ночевками. Машина 1977 года выпуска с бензиновым двигателем и всеми «опциями», но в полуразобранном состоянии, приобретена в Приморье с военного хранения в начале 2013 года и доставлена на автоплатформе. Во всем проекте главной задачей было сохранить плавающие свойства и механизм с дополнительными колесами, но в остальном машину ждали серьезные переделки и доработки.

Братья Сергей (справа) и Иван Сорокины. Они и до этой машины знали разные внедорожники, но именно после знакомства с БРДМ и ее основательной переделки увлеклись активным отдыхом на природе, в том числе семейным

Родной бензиновый двигатель изначально планировался под замену. Для этого подыскали рядный шестицилиндровый шестилитровый дизель Isuzu. По габаритам и посадочным точкам, понятное дело, он просто так не вписывался, поэтому пришлось основательно переделывать весь моторный отсек с разваркой днища. С учетом того, что вместе с двигателем скомпоновали японскую же шестиступенчатую коробку. Родную систему охлаждения из двух радиаторов заменили на один японский радиатор, так же была переделана система воздухозабора и полностью изготовлен новый выхлопной тракт с разделенными трубами, но оригинальный теплообменник для охлаждения в надводном положении оставлен как есть.

Оставлен и родной генератор — по сути, здесь это целая электростанция, которая питала привод башни и работу всего оборудования. Сменился компрессор и гидронасос — от старого пришлось отказаться, к тому же в базовом виде он приводился от коробки передач, то есть на месте гидроусилитель руля не функционировал. Сделали насос традиционным, с приводом от двигателя. Также пришлось переделывать привод водомета и сооружать кронштейн для запасного колеса.

Двигатель (рядный шестицилиндровый дизель Isuzu) установлен вместе с его же шестиступенчатой коробкой, с массой других переделок в моторных отсеках, а вот уникальная раздаточная коробка осталась родная.

Очень много работ связано с изготовлением самого жилого модуля. Верхняя часть бронекорпуса, то есть как раз наклонные панели, которые идут выше «ватерлинии», была срезана, и на это место стали сооружать каркас, обшивать металлическими листами, утеплять фанерой и другими термо- и шумоизоляционными материалами. То есть стенки выполнены по принципу сэндвич-панелей, с поролоном в качестве крайнего внутреннего слоя — кроме всего, это хорошо смягчает возможные удары пассажиров на бездорожье.

В отличие от исходника, окна сделаны с расширенным «кругозором», причем в лобовые половинки установлены бронестекла толщиной 20 мм — не столько дань образу, сколько ради практичности, для защиты от веток, например. В угоду стилистики и полезности сохранены штатные люки — они также «врезаны» в переднюю часть крыши. Чтобы сделать ровный пол в салоне, пришлось глобально модернизировать систему управления допоборудованием (водометом, выдвижными колесами, лебедкой): рычаги ликвидированы, а переключение переведено на пневмоэлектрическое с размещением клавиш слева от водителя.

Теперь вид с водительского места панорамный и обустроенный, как в прогулочной яхте. Лобовые стекла установлены бронированные (20 мм) — на всякий случай, например, от повреждений ветками

Установлены другие фары, дополнительный свет, вся электропроводка переделана. Козырек кабины вместо голого металла, перископов и других специфичных устройств обрел домашнюю отделку с музыкальным оборудованием и камерой заднего вида. На приборной панели появились клавиши управления дополнительным светом, однако в целом эта часть оставлена как есть — для придания должной атмосферы, к тому же все основные системы здесь сохранены и функционируют.

Есть среди штатных приборов и спидометр, но из наиболее специфичных — манометр системы централизованной подкачки шин с подсказкой оптимального давления в различных условиях движения — снег, болото, пашня, песок

Высота кузова может показаться великоватой, и в целом вышел очень развитый могучий «торс», из-за чего машина обрела характерный суровый вид «мастодонта». Но высокий потолок был задуман для свободного перемещения по салону — не хотелось ютиться в «помещении», которое должно служить и кемпером. Для пассажирского отделения установили дополнительный отопитель, сам же салон получился «толстым» и теплым, хотя по этой же причине особого снижения массы после удаления части броненадстройки и не произошло.

Везде ему дорога, везде ему почет

Так-то не везде, конечно, с учетом веса и габаритов. Да и артикуляция мостов сравнительно невелика — медленно «перетекать» холмики он не склонен (хотя штатные «самоблоки» в случаях диагонального вывешивания выручают). И вообще ему больше к лицу именно агрессивный стиль езды по бездорожью, так сказать, напролом. Поэтому и среда обитания лучше подходит не заповедная, а дикая «военная». Но в любом случае ходовые качества стоят того, чтобы их отметить.

С армейской техникой обычно не сочетается понятие комфорт, но не во всех случаях, особенно после таких перестроек. Можно было ждать какого угодно характера движения, но не такого плавного. Законы физики работают везде, а здесь заднее расположение двигателя сказывается на развесовке особенно благоприятно — утомляющих клевков и нырков нет. Идет ровно, а с учетом панорамного остекления салона, можно сказать, что плывет — общая картина передвижения изнутри очень напоминает прогулочную яхту. И неподрессоренные массы особо не достают, поскольку с таким «балластом» они незначительны.

Гладкое и прочное «лодочное» днище позволяет хорошо скользить и на сухопутном бездорожье. «Точками сопротивления» могут быть только сами мосты, но при стандартном давлении в шинах (их размер в дюймах 44х13-18) клиренс под редукторами вполне приличный — 330 мм

Конечно, по неровной дороге машина едет вразвалочку, покачиваясь на волнах и рытвинах. Лишь самые глубокие из них заставляют эту махину содрогнуться. А если не стесняться в скорости на болотном кочкаре, эта «железная гора» может легко пускаться в резонансный пляс. Да так, что задние пассажиры подпрыгивают, как при катапультировании (вот еще для чего необходим высокий потолок). Но в целом ход ровный. И не громкий. Дизельное урчание в основном приходится на задние сиденья, тогда как в передней части почти тихо — хорошо изолированная капсула салона делает звук приглушенным, не навязчивым, да и вибраций особо не ощущается. Вообще, если сюда сесть с закрытыми глазами и не знать, куда сел, то поверить в происхождение машины вряд ли получится. Например, можно подумать на автобус, вот и горизонтальный руль на то намекает.

Конечно, это не тот ров, на котором можно проверить прямое назначение выдвижных колес, но подходящей траншеи мы тогда не нашли

Японский грузовой дизель, кажется, отлично вписался в это русское стальное пространство: везет и не стонет, даже на крутых перегибах и в заболоченной местности. Ну прямо как пленные солдаты разбитой Квантунской армии, кто безропотно трудился на послевоенных стройках Сибири. Только вот заунывный голос раздаточной коробки, когда едешь на полном приводе, живо напоминает и эпоху, и родные конструкционные особенности.

С таким скошенным свесом угол въезда приличный, однако особенность не только в этом: монолит «подбородка» рассчитан выдерживать штурмы всяких канав и преград сходу, когда машина с размаху бьется передней частью корпуса

Кажется, что машина в любой стихии как у себя дома. Вот здесь, в колеях, на склонах, на пониженной передаче это сущий трактор — собственно, под этим «ником» вездеход теперь и зарегистрирован. А по ровной гравийке идет-стелется на скорости 80 км/ч, словно обычный «круизный» внедорожник. Причем снаружи это выглядит столь же грациозно, как и по-своему устрашающе. Но останавливается машина послушно, за что спасибо эффективным пневмогидравлическим тормозам. К сожалению, не удалось в данном экспресс-тесте опробовать «Железную гору» на плаву — ехать до водоема с нормальной глубиной и берегом было далеко, десятки километров, а времени мало. Жаль, ведь движению по дорогам общего пользования ничего не мешает: БРДМ официально зарегистрирован в ГИБДД. Хотя на дорогах машина неизменно вызывает интерес у инспекторов ДПС.

Плавающие способности вездехода-амфибии на промежуточной стадии доработок испытывались по полной программе (фото из архива Сергея Сорокина):

Кстати, благодаря японской шестиступенчатой коробке в нормальных дорожных условиях можно выдерживать весьма экономичный режим движения. А если условия суровые, боюсь спросить, какой аппетит? Ребята приводят такой пример, который можно принять как некий показатель среднего расхода топлива не по километражу, а по реальной «обстановке». Как-то в одном рейде за 15 часов постоянного хода, из которых больше половины пришлось на тяжелую таежную колею, сожгли 110 литров солярки. То есть машина не «исчерпала» и одного бака (140 литров), а здесь два таких.

 

 

Источник

Картина дня

наверх