Что стоит за сближением Москвы и Токио

В Москве и Токио вновь заговорили о возможности заключения российско-японского мирного договора. Поводом для этого стал визит в начале мая японского премьера Синдзо Абэ в Сочи. Сам факт приезда главы правительства Японии имел большой политический резонанс.
Проигнорировав недовольство входящих в G7 стран, Токио продемонстрировал, что не поддерживает антироссийские санкции и готов к активному сотрудничеству с Москвой.Острова плюс
Визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Сочи, состоявшийся в начале мая, показал, что Токио стремится к сотрудничеству с Москвой. После переговоров с российским лидером японский премьер рассказал журналистам о плане активизации экономического взаимодействия с Россией, состоящем из восьми пунктов, и «новом подходе» к заключению мирного договора между странами.
Как сообщил «Ленте.ру» источник, близкий к японским правительственным кругам, из восьми обозначенных Абэ областей (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, технологии, здравоохранение, городская инфраструктура, культура, малый и средний бизнес), Токио по-настоящему интересна только энергетика, а значит, все остальное — это часть пакета, в обмен на который Япония рассчитывает что-то получить.
Несложно догадаться, что имеются в виду Курильские острова. Одним из вероятных вариантов урегулирования территориального спора называют формулу Московской декларации 1956 года: «договор плюс два острова». Остров Шикотан и Хабомаи (фактически это не остров, а группа островков) отходят Японии, а Кунашир и Итуруп превращаются в совместную особую экономическую зону.
Платой за российские уступки при подобном исходе как раз может стать массивный пакет по экономическому сотрудничеству.В пользу того, что стороны решили всерьез взяться за налаживание отношений, говорит и расписание встреч лидеров России и Японии. Абэ должен прилететь в сентябре во Владивосток на Восточный экономический форум, в Стране восходящего солнца с ответным визитом (пусть пока и не согласованным) ожидают Владимира Путина.
Впрочем, учитывая предыдущий опыт российско-японских отношений, не исключено, что новые попытки заключения мирного договора в очередной раз закончатся провалом.
Токио ждать не намерен
Однако даже в этом случае сближение Москвы и Токио, скорее всего, продолжится. Дело в том, что Япония, как и другие соседи Китая, серьезно обеспокоена растущими амбициями Пекина. Наличие неурегулированного спора из-за островов Сенкаку опасения японцев усиливает. Вдобавок власти Японии не уверены, что в случае настоящего обострения в регионе США, несмотря на все свои союзнические обязательства, бросятся им на помощь. На этом фоне «медовый месяц» России и КНР (по словам Путина, отношения между странами хороши как никогда в истории) воспринимается японцами как дополнительный фактор риска. Так что сейчас Токио крайне заинтересован в том, чтобы Москва увидела перспективного партнера не только в Пекине.

«США отнеслись негативно к визиту Абэ в Россию. Они неоднократно предупреждали японцев, что это нарушит западную солидарность. Но их не послушали. То, что японский премьер приехал в Сочи, фактически означает, что Токио вышел из санкционного режима в отношении России и в настоящее время руководствуется только своими политическими интересами», — рассказал бывший посол России в Японии Александр Панов.
Как пояснил «Ленте.ру» источник, близкий к японскому правительству, Токио старается заверить Москву, что Япония готова стимулировать поток инвестиций и кредитов в Россию для того, чтобы составить конкуренцию КНР. На фоне этих обещаний состоялся визит полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьера Юрия Трутнева в Токио, Гонконг и Сингапур.
Бизнес не торопится
В начале своего вояжа российский чиновник встретился с японскими бизнесменами и представителями властей. По словам генерального директора Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексея Чекункова, Россия на Дальнем Востоке предлагает японским инвесторам 29 проектов общим объемом 16 миллиардов долларов.
Так, Трутнев обсудил с руководством Sojitz участие компании в строительстве нового терминала в аэропорту Хабаровска. Проект предполагает возведение современного пассажирского терминала площадью 54 тысячи квадратных метров с пропускной способностью до 4,5 миллиона пассажиров в год. Новый комплекс планируют сдать в эксплуатацию в 2019 году.

Однако, по словам полпреда, уже на первых порах японские инвесторы столкнулись с трудностями. «Возникла странная ситуация: наше антимонопольное ведомство предлагает вначале построить аэропорт в Хабаровске, а лишь потом установить тарифы на обслуживание, — рассказал Трутнев журналистам. — Но просчитать экономику проекта невозможно, если ты не понимаешь, сколько будешь получать. Это не отвечает здравому смыслу. Так у нас не реализуется ни один проект».
По словам полпреда, стороны обсудили возможности участия японских компаний в добыче угля на территории России, состоялась встреча с руководством японского банка международного сотрудничества JBIC. «Банк будет поддерживать проекты, реализуемые на нашей территории», — добавил Трутнев. Помимо этого, стало известно, что корпорация JGC Corporation намерена в дальнейшем расширять инвестиции в сельскохозяйственные проекты на Дальнем Востоке, а компания «Мицуи» проявила интерес к приобретению пакета акций «Русгидро».
Россия, как отметил чиновник, тоже заинтересована в участии японских компаний в развитии Курильских островов. «Правительство приняло программу развития Курил, которая оценивается в 69 миллиардов рублей и предусматривает строительство объектов социальной и транспортной инфраструктуры, — пояснил Трутнев. — Продолжается работа по созданию там территории опережающего развития. Мы будем рады, если японские компании присоединятся к этим проектам».
Несмотря на поток предложений со стороны России, представители японского бизнеса ведут себя крайне осторожно и не спешат вкладывать живые деньги. С одной стороны, они разделяют желание своего премьера сотрудничать с Москвой, однако оплачивать сближение с Россией из своего кармана не намерены. Основными рисками предприниматели называют санкции и непредсказуемую политику российских властей. «Помимо этого, нас останавливают многочисленные бюрократические проволочки со стороны России, — рассказал «Ленте.ру» один из представителей японского бизнеса. — Чтобы согласовать строительство всего одного завода, нам потребовалась уйма разных бумаг. Если все документы сложить в стопку, высота ее составит пять метров».
На Восток
Помимо сотрудничества с Токио, Москва активно стремится наладить экономическое взаимодействие с Гонконгом и Сингапуром. В 2014 году российские власти питали в отношении этих финансовых центров большие надежды: в условиях санкций и фактического закрытия западных рынков капитала для отечественных компаний бизнесмены и чиновники рассчитывали на достойную альтернативу, которой станут Сингапур и Гонконг. Однако пока этого не произошло.

Как рассказал «Ленте.ру» один из представителей гонконгских властей, во-первых, США «настоятельно рекомендуют» не работать с российскими компаниями, чтобы тем самым ограничить их доступ к внешним источникам капитала. К тому же в Гонконге считают, что инвестировать в Россию слишком рискованно.
Между тем российские власти не теряют надежд привлечь Гонконг и Сингапур к реализации дальневосточных проектов. Так, на встрече с председателем Гонконгской фондовой биржи Чоу Чунг-конгом Юрий Трутнев обсудил перспективы участия одной из крупнейших в мире биржевых площадок в создании инвестиционной системы «Восход». Планируется, что новый проект направит международный капитал на Дальний Восток.
«Гонконг необходим среднему бизнесу в работе с Китаем. Там легко проводить структурирование сделки, можно получить доступ к рынку капитала, обходить проблемы, которые возникают у нас из-за санкций. Там можно гораздо большего добиться, чем в Китае, — сообщил руководитель представительства Совета по развитию торговли Гонконга в СНГ и государствах Балтии Леонид Орлов. — Однако Россия не может перенять у Гонконга никакие экономические практики, потому что это абсолютно разные экономики, у нас разная история и геополитические составляющие. Мы не сможем воспользоваться опытом свободного порта Гонконга. В 1990-е годы была свободная экономическая зона "Находка", но этот проект не сработал. Позже была создана свободная экономическая зона "Калининград", однако с 1 июня она теряет преференции и становится обычным российским регионом».
Свежие комментарии