Указ президента России Владимира Путина о создании в России Национальной гвардии на базе Внутренних войск МВД от 5 апреля 2016 года стал одной из самых обсуждаемых тем не только в российской блогосфере, но и в иноязычной. Хотя стоит отметить, что реакция за рубежом на данное решение главы Российского государства не блещет адекватностью и пониманием внутренних российских политических процессов.
Например, тот же «Стратфор» все сводит к тому, что Нацгвардия — это личная армия Путина, которую он создает в личных интересах накануне парламентских и президентских выборов. При этом в рассуждениях «Стратфора», как и обычно, при анализе российской тематики присутствуют явные противоречия. Так, по мнению «Стратфора», решение Путина создать Нацгвардию было неожиданным, хотя до этого буквально в предыдущем абзаце «Стратфор» сам говорит о том, что «администрация Путина не в первый раз поднимает этот вопрос». Возникает вполне логичный вопрос: так решение неожиданное или уже неоднократно готовившееся ранее, то есть ожидаемое, но по каким-то причинам так и не оформившееся в указ? Соответственно, даже если «Стратфор» «ни ухом, ни рылом» в российской проблематике, то что говорить об остальных.
Конспирологическая версия создания Нацгвардии присутствует и в российской блогосфере: «Как представляется, данное решение принято с прицелом на возможное обострение ситуации внутри страны, которое может стать следствием ряда объективных и субъективных факторов. Сюда можно отнести продолжающийся конфликт с США, и опасения Кремля, что США попробуют-таки организовать в РФ полноценный цветной сценарий путем экономико-дипломатического и информационно-психологического воздействия.
Также можно отметить угрозу внутриэлитного переворота (собственно, все последние цветные революции отмечены печатью участия правящих элит в свержении предшествующего руководителя), отсюда и лично преданный Путину Золотов, стоящий во главе структуры, которую фактически переподчиняют от МВД лично Путину.В целом же создание такой структуры, на мой взгляд, отражает степень обеспокоенности Кремля среднесрочными перспективами, которые требуют усиления силового контроля внутри страны, отсюда и создание подобной структуры с весьма высокими полномочиями (выше, чем у старых Внутренних войск)» — отмечает полковник Кассад.
Данную версию довольно аргументированно, на мой взгляд, разбирает Петр Акопов: «Путин гораздо амбициозней, чем думают его враги, — он играет вдолгую, потому что занимается укреплением государства и выстраиванием структур власти как таковых — а не выстраиванием системы личных отношений, обеспечивающих его правление. Конечно, как любой руководитель России он обязан думать об обеспечении устойчивости своей власти, о подборе проверенных кадров — иначе или будет свергнут, или не сможет проводить самостоятельную политику, но его интерес лежит в государственном строительстве (и восстановлении), а не в укреплении личной власти ради самой власти. Именно из-за неправильной (сознательно или нет, это уже второй вопрос) оценки мотивов Путина его противники постоянно ошибаются с прогнозированием его действий. Поэтому им проще затянуть привычную песню обличения Путина — что мы и услышали в этот раз».
Что же мы имеем, по сути. Национальная гвардия создается в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Ее приоритетной задачей станет борьба с терроризмом и организованной преступностью. Она будет работать в тесном контакте с МВД и продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОНа, СОБРа — об этом сказал президент на встрече с главой МВД Владимиром Колокольцевым, главой ФСКН Виктором Ивановым и командующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым.
В Нацгвардию включены органы управления и подразделения МВД, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности; вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД (ЦСНВО); специальные отряды быстрого реагирования (СОБР); отряды мобильные особого назначения (ОМОН); центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД и авиационные подразделения МВД. Также указом передается ФГУП «Охрана» МВД России в ведение Национальной гвардии.
Выделяя Внутренние войска в Нацгвардию, одновременно президент принял решение о подчинении МВД Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). То есть аппаратный вес глав ФМС и ФСКН немного снижается, в то время как вес будущего главы Нацгвардии (сейчас ВВ МВД возглавляет Виктор Золотов) увеличивается и становится сопоставимым с министерским, хотя, с учетом его близости к президенту, его аппаратный вес был очень серьезным и ранее. Данный статус главы Нацгвардии подтвержден и указом президента: «Директор Федеральной службы войск Национальной гвардии, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социального и медицинского обеспечения к федеральному министру, его первому заместителю и заместителям». Назначенный на пост главы Нацгвардии Виктор Золотов уже стал постоянным членом Совета безопасности России.
Решение о передаче ФМС и ФСКН в систему МВД назревало давно. Еще в феврале 2015 года, то есть год назад, ФСКН пришлось опровергать публикации о том, что МВД вносит решающий вклад в борьбу с наркопреступностью, а работа ФСКН неэффективна. Тогда, в частности, в СМИ цитировалась информация, что 64% раскрытых уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, приходится на МВД России, и только 33% — на ФСКН России. Таким образом, Владимир Путин, с одной стороны, вывел из системы МВД силовые структуры, аналогично тому, как это сделано в тех же США или Казахстане, с другой, отдал в МВД те два направления, которые так или иначе связаны с обеспечением общественной безопасности, — миграционный учет и борьбу с наркотиками.

Стоит отметить, что по численности вооруженных бойцов Нацгвардия станет второй после армии силовой структурой страны: во Внутренних войсках служит около 170 тыс. человек, в отрядах ОМОНа и СОБРа — около 30 тыс. человек, а численность вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и лицензионно-разрешительных подразделений — порядка 200 тыс. человек. Что, естественно, говорит о весе Нацгвардии среди других силовых структур страны.
Кстати, одна из конспирологических версий гласит, что, создавая Нацгвардию, Владимир Путин пытается уравновесить силовое влияние министра обороны Сергея Шойгу: «Восстановление баланса и реструктуризация активов — вот что такое нынешняя реформа силовиков, выражаясь языком бизнеса. Путин убирает токсичные и рискованные фигуры, меняет распределение силовых полномочий, перетягивая лично на себя ту их часть, которая будет иметь решающее значение в ближайшие два года. Главным политическим — и в аппаратном, и в рейтинговом смыслах этого слова — бенефициаром Крыма, войны на Украине и сирийской кампании стал министр обороны Сергей Шойгу, если, конечно, вывести за скобки фигуру самого президента РФ. Шойгу (вместе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым) — самый известный министр российского правительства. Вероятно, слово «известный» в данном случае тождественно или почти тождественно слову «популярный». Поэтому Шойгу — очень важная часть уравнения, которое сейчас решает президент. Создание Национальной гвардии — это способ решить политическую «проблему Шойгу», устранить препятствие между банком военных должностей и военной силой и президентскими желаниями. Говоря другими словами, вновь созданная Нацгвардия — это армия президента в прямом смысле этого слова».
Как отмечает бывший главком Внутренних войск, бывший глава МВД Анатолий Куликов, важным дополнением к функциям Внутренних войск у создаваемой Нацгвардии будет функция оперативно-розыскной деятельности (ОРД): «Внутренние войска не являлись субъектом оперативно-розыскной деятельности (ОРД), поскольку не было закона на этот счет. Но она использовалась, например, при проведении контртеррористических операций, операций по поиску и ликвидации ДРГ, преступных групп, вооруженных преступников. Сейчас, естественно, войсковая разведка Национальной гвардии станет субъектом оперативно-розыскной деятельности, потому что в борьбе с экстремизмом, терроризмом без этого нельзя. Это сделает гвардию полноценной спецслужбой».
Таким образом, можно отметить, что реформа МВД с образованием новой и самостоятельной спецслужбы в лице ФСВНГ стала самой крупной за последнее десятилетие реформой силовых структур в России. В результате, в случае каких-либо чрезвычайных событий (или при введении ЧП), президент не будет зависеть в принятии решений от фигур силовиков, а получает прямой рычаг воздействия на ситуацию, что, несомненно, положительно повлияет на внутреннюю стабильность в стране.

Свежие комментарии